7 (921) 962 98 18
время работы с 11 до 20 часов
Заказать звонок
Ваша корзина 0 товаров
Содержимое корзины
    Ваша корзина пуста

Стиль Директории

В годы французской буржуазной революции классицизм, оставаясь господствующим направлением в искусстве, приобретает новые черты. На смену стилю Людовика XVI приходит более простой, строгий и суровый стиль, названный по короткому периоду Директории «стилем Директории».

Это заключительная глава в истории мебельного искусства XVIII столетия, короткий переходный стилевой этап между стилем Людовика XVI и ампиром. Наряду с прежним набором античных форм и орнаментов осваиваются новые, а после египетского похода Наполеона к ним прибавляются и мотивы, заимствованные из искусства фараонов.

В формах этого этапа удерживается много элементов предыдущего стиля, в то же время уже появляются и первые признаки зарождающегося ампира. Поэтому определение форм, характерных только для стиля Директории, сопряжено с большими трудностями. Революция породила нового заказчика, нового потребителя, который жаждал изменений. Однако осуществить эти изменения могли в основном лишь те мебельные мастера, которые работали в стиле Людовика XVI с его так и не исчерпанными до конца формами. Сложная социально-политическая обстановка послереволюционных лет лишь усугубляла проблему. Поэтому, если дата создания какого-либо предмета мебели приходится, скажем, на 1796-й год, т. е. на самую середину эпохи Директории, это еще не означает, что мы имеем дело с мебелью в «чистом» стиле Директории. Дошедшие до нас многочисленные счета и приходо-расходные книги того времени свидетельствуют о том, что покупатели из разных слоев общества — в соответствии с характерной уже тогда дифференциацией вкусов на «консервативные» и «прогрессивные» — заказывали как мебель в стиле Людовика XVI, так и самую «модерную». Франция переживала полосу экономического спада; многие прежние заказчики разорились, но их место вскоре заняла разбогатевшая верхушка третьего сословия. Период Директории длился всего лишь четыре года (1795—1799), одноименный же стилевой этап охватывает последнее десятилетие XVIII и несколько лет XIX века. Некоторые чрезмерно старательные специалисты умудряются в короткий период между свержением с престола Людовика XVI и приходом к власти Наполеона, помимо стиля Директории втиснуть еще несколько совсем незначительных стилевых оттенков. Стиль Директории питался из многих источников, но в целом он был продуктом естественного, последовательного развития стиля Людовика XVI. Его формальный язык сложился под воздействием крупных мастеров, творческий почерк которых сформировался еще до революции (Л. Давид, Ш. Персье и П. Фонтен, Д. Б. Пиранези и др.). Такие качества послереволюционной мебели, как строгая прямолинейность форм, гармоничность пропорций, спокойное равновесие частей, восходили непосредственно к формам античной архитектуры. Умеренность, простота теперь принимают нормативный характер. Жесткими правилами и нормами начинает связываться и сама творческая деятельность мастеров. Стремление строго следовать древнеримским и древнегреческим образцам иногда оборачивается поверхностным заигрыванием с античными формами. Отдельные интерьеры решаются с поистине спартанской простотой; в них стены и мебель окрашиваются в белый цвет, вытеснивший даже ту скромную цветовую гамму, которая оживляла интерьеры предыдущей эпохи.

Первый шаг по направлению к ампиру уже сделан, хотя в целом в формах мебели и интерьерах Директории больше непосредственности, в них еще нет надменной, холодной торжественности и тщеславной репрезентативности стиля Империи. Мебельные мастера в своей работе руководствуются прежде всего соображениями практичности и целесообразности. Бесполезные предметы, сложные формы и украшения изгоняются; дух рационализма, сопутствующий революционным умонастроениям, решительно вторгается и в мебельное искусство.

Важнейшие особенности мебели стиля Директории: простые прямолинейные формы и прямые линии, плавные изгибы, гладкие поверхности, ограниченный набор элементов декора, сужающиеся книзу прямые, реже — слегка изогнутые рубленые или точеные ножки, гладкие (не каннелированные) колонны, фронтонные завершения шкафов и боковых щитов кроватей, различные элементы — обрамления, заполнения ажурных спинок — в форме ромбов или многоугольников, античные или древнеегипетские орнаментальные мотивы (венки, шлемы, копья, ликторские связки, щиты, сфинксы, фавны, лебеди, грифоны, пальметки, маски).

Создание Интернет-магазина Delinemebel.ru - PHPShop. Все права защищены © 2003-2018.